Что мы лечим и чем можем помочь

• Мы работаем как с детьми, так и со взрослыми
  • Работаем амбулаторно и консультируем на дому, у нас нет стационара
  • Основное направление нашей работы — функциональная реабилитация
  • Основные диагнозы и состояния — ДЦП, Spina Bifida, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, нейрохирургические операции, боковой амиотрофический склероз; пациенты с поражением нервной системы (полинейропатия) после химиотерапии
  • Кроме этого, мы помогаем людям восстановиться после травм, а также тем, кто страдает от болей в плече или спине

Основные направления работы нашего центра

Вместе с пациентом определяем достижимую цель, действительно важную для человека
Помогаем лучше справляться с проявлением болезни в текущей жизни
Поддерживающая реабилитация для коррекции состояния
Используем физическую терапию, медикаментозное лечение, кинезиотерапию
Проводим тренировки на силу и координацию, подбираем оборудование
Ипользуем мануальные техники, кинезиотейпирование, лечебные блокады, упражнения
Делаем оценку и проводим индивидуальные занятия со специалистом
Возвращаем навыки для повседневных активностей
Мы оцениваем текущее состояние человека не только с точки зрения степени физических нарушений. Но также смотрим на то, как эти нарушения повлияли на его социальную жизнь и независимость в выполнении ежедневных простых дел — умывании, одевании, приготовлении пищи и т.п.

Кроме того, мы оцениваем факторы внешней среды — как они влияют на жизнь и независимость человека, которому нужна реабилитация. Только все это вместе помогает правильно поставить цель реабилитации и сделать программу. Такой подход сформулирован в Международной классификации функционирования (МКФ), которую приняла ВОЗ в 2001 году.
Реабилитация при нейромышечных заболеваниях

Нейромышечные заболевания — это состояния, при которых по разным причинам у пациентов слабеют мышцы различных групп и может нарушаться чувствительность. К таким диагнозам относятся: боковой амиотрофический склероз, спинальная мышечная атрофия, миопатии, полиомиелит, синдром Гийена — Барре и другие полинейропатии, в том числе наследственные. Они могут проявиться как в детстве, так и во взрослом возрасте. Наш центр работает как с детьми, так и со взрослыми пациентами, независимо от того, в каком возрасте заболевание началось.

Реабилитация включает в себя подбор упражнений на коррекцию мышечного тонуса и силы, работу на улучшение равновесия и координацию, повышение выносливости.

Также важной частью реабилитации является постановка индивидуальных целей, работа над которыми и достижение которых улучшает качество жизни, позволяет человеку быть максимально долго независимым от посторонней помощи, поддерживать навыки самообслуживания.

Уменьшение спастичности мышц
Что такое спастичность? Это избыточное повышение мышечного тонуса. Она может проявляться следующими симптомами:
— скованность мышц;
— ограничение произвольных движений;
— мышечные спазмы;
— неловкость в движениях

Спастичность может возникнуть в результате травмы той части коры головного мозга или проводящих путей, которые отвечают за регуляцию мышечного тонуса. Из-за этого нарушается нормальное прохождение сигнала от нервной системы к мышцам, что и приводит к их избыточному напряжению.

Такой симптом может возникать при инсульте, травме головного и спинного мозга, рассеянном склерозе, церебральном параличе или других неврологических нарушениях.

Проявления могут варьироваться от умеренной скованности в мышцах до тяжелых, болезненных, неконтролируемых мышечных спазмов, которые могут привести к деформации и нарушению подвижности пораженной части тела.

Спазмированная мышца может болеть и сильно усложнять каждодневную деятельность. Уменьшение спастики позволит человеку быть более самостоятельным.

Для снижения спастичности используются разные методы: физическая терапия, медикаментозное и хирургическое лечение. Одним из способов является кинезитерапия, которая включает упражнения на растяжку (статические и динамические), элементы поперечного массажа, компрессионные и другие мануальные техники.

Восстановление навыков ходьбы
Нарушения ходьбы могут проявляться в снижении скорости передвижения, шаткости, повышении риска падений и уменьшении дистанции, которую может пройти человек. Также появляется потребность в дополнительной опоре. Или ходьба становится совершенно невозможна.

Такие нарушения могут быть связаны со слабостью в одной или обеих ногах, с нарушением координации, а также повреждением вестибулярного аппарата и снижением чувствительности. Они развиваются при многих неврологических заболеваниях, так как могут быть обусловлены повреждениями головного и спинного мозга, а также периферических нервов.

Реабилитация осуществляется с помощью регулярных тренировок, включающих отрабатывание навыков ходьбы, упражнения на силу, баланс и координацию, подбор дополнительного оборудования (трости, ходунки и т.д.).

Также мы даем рекомендации по обустройству пространства, что обеспечит безопасность и комфорт дома.

При необходимости неврологи центра подбирают медикаментозное лечение.
Коррекция боли в плече и спине

Причинами болей в плече и спине могут быть повреждение костей и связок, местное воспаление мягких тканей, повреждение нервных окончаний. От причины боли зависит ее характер, выраженность, провоцирующие факторы и методы лечения.

Чтобы начать лечить боль, необходимо провести диагностику и тестирование, которое позволит выявить причину. Непосредственно лечение включает в себя мануальные техники, корректирующие упражнения, кинезиотейпирование, лечебные блокады.

Работа с нарушениями речи и глотания

Часто при поражениях нервной системы у людей возникают нарушения самой речи и ее восприятия и произношения звуков, а также нарушения глотания (дисфагия).

Каждого пациента, у кого есть подобные жалобы, в нашем центре в рамках работы мультидисциплинарной команды консультирует логопед.

После тщательной и глубокой оценки логопед определяет необходимые терапевтические подходы и продолжает с пациентом работу по восстановлению утраченных навыков. Логопед помогает не только восстановить речь, но и работает с проблемами с глотанием, обучает безопасному приему пищи и напитков.

С какими нарушениями работает логопед в нашем центре:
— сложности с восприятием языка — как речи, так и письма (афазия);
— трудности с воспроизведением речи (дизартрия);
— нарушения произношения звуков (дисфония);
— заикание;
— нарушения глотания (дисфагия).

Основные форматы работы — оценка степени нарушений и реабилитационного потенциала, после чего — индивидуальные занятия со специалистом. Также логопед в нашем центре может обучить как пациента, так и родственников или сиделку упражнениям, которые можно выполнять дома при периодическом контроле в нашем центре.
Один из важнейших принципов реабилитации — максимальная самостоятельность человека во всем, что он может сделать сам. Очень часто хочется «кормить с ложечки» или «укутывать» независимо от того, может ли человек поесть или одеться сам. Пусть медленно и неуверенно, но если это возможно, человек должен делать это сам. Иначе он так и останется «на территории болезни».

Восстановление социально-бытовых навыков

Церебральный паралич, инсульт, черепно-мозговая травма или прогрессирующее хроническое заболевание может привести к утрате таких простых бытовых навыков, как самостоятельное умывание и одевание, прием пищи и личная гигиена, уборка дома, перемещение по квартире и на улице. Кроме того, человек может утратить возможность заниматься любимым делом — то есть, возможность реализовать себя в социуме.

Заново «приспособиться» к пространству пациенту помогает эрготерапевт. Этот специалист научит пациента и его близких выполнять знакомые действия в новых обстоятельствах и сможет максимально безболезненно интегрировать человека в привычную жизнь дома и общества.

Но самое главное — эрготерапевт вместе с пациентом выявит самое важное для человека, чтобы поставить индивидуальную цель реабилитации. Цель, которая важна именно этому конкретному человеку, которая будет его мотивировать проходить реабилитацию. Для кого-то это может быть возможность приготовить еду для своей семьи, для кого-то — порыбачить, для кого-то — сходить в театр или на футбол. Детям нужно научиться играть, одеваться самостоятельно, готовить себе еду и т.п.

Для этого эрготерапевт проводит большой опрос по специальной шкале, с помощью которой выявляются важные для человека потребности и степень их нарушения.

Также эрготерапевт определяет физические нарушения, которые приводят к разным ограничениям в жизни. После этого составляется индивидуальная для каждого пациента программа. Специалист подбирает оборудование для каждого человека (например, кресло-коляску, оборудование в ванную, адаптивные приспособления, электронные устройства, специальную посуду) и потом обучает человека ими пользоваться.